8 (800) 500-77-85

8 (800) 500-77-85

8 (800) 500-77-85

Paycon

Корзина с мозгом и глазами: как заработать на быстром шопинге

В Екатеринбурге разработали «умную корзину» для супермаркетов, которая функционирует на искусственном интеллекте. Стартап Paycon запустили четыре молодых человека, которым нет и 30 лет. Двое из них — чемпионы мира по параллельному программированию, один — бывший сотрудник банка и еще один — предприниматель с опытом в продажах.

Ребята считают, что в перспективе такие корзины станут популярны во многих странах мира, они заменят обычные, иочередей в магазинах не станет вовсе. Но пока существует всего один-единственный прототип такого гаджета, а крупные игроки на рынке ритейла не слишком активно идут на контакт.

Один из основателей Paycon, Игорь Ушаков, рассказывает, как продолжать работать, когда в тебя не верят, как вести переговоры с торговыми сетями и где пригодится помощь бизнес-наставника.

Справка:

Игорь Ушаков, 26 лет, предприниматель из Екатеринбурга, первый бизнес открыл в 16 лет – занимался ремонтом и настройкой компьютеров. По образованию экономист. Сооснователь стартапа Paycon.

В команде Paycon четверо основателей: помимо Игоря (отвечает за продажи), это Илья Колмогорцев и Ростислав Косивец (программирование) и Бронислав Коряковский (финансы). Всего в команде 8 человек.

Как помочь ритейлу сократить очереди

«Признайтесь, многие из вас мечтали зайти в магазин, взять нужные продукты — и спокойно уйти. Не нужно выстаивать в очереди, где кассир проводит каждую покупку перед сканером штрих-кодов. Магазин без очередей. Магазин без касс и кассиров. Просто товары. Заскочил на минуту, взял что нужно — и ушел», — так на habr.com, ресурсе для айтишников и всех, кто около этой темы, начинается статья про AmazonGo.

Ребятам из Екатеринбурга эта идея тоже очень нравилась.«Но стоимость одного магазина с технологией AmazonGo в Америке составляет 4 млн$. Мы подумали, что было бы здорово, если бы у нас получилось сделать что-то подобное дешевле в России», — рассказывает Игорь Ушаков.

В итоге команда Paycon стала работать сразу в нескольких направлениях на стыке IT и ритейла. Все они должны были повысить уровень обслуживания и сократить время на покупки. С одной из наработок ребята прошли отбор в акселератор Свердловского венчурного фонда.

Как из одной идеи получить совсем другой продукт

Свердловский венчурный фонд проводит акселератор пятый год. Это бесплатное обучение, которое проходят предприниматели из сферы IT или производства. Главная цель двухмесячной программы — подготовить проекты к презентации перед инвесторами. В том числе и сам фонд может выделить льготный заем до 20 млн рублей.

Но тех, кто ищет сторонние деньги, не так много: основная масса учеников акселератора — это те, кто пришел, чтоб «ускориться» и проверить свои гипотезы при помощи опытных бизнес-наставников. Иногда в акселератор берут проекты даже на стадии идеи, если она кажется перспективной и ее можно масштабировать. Так получилось и с Paycon.

«На момент подачи заявки в акселератор у нас было приложение, которое позволяло считывать штрих-коды на продуктах, формировать список покупок и оплачивать их на выходе. Эта идея позже умерла, потому что аналогов scan and go много. Мы пообщались с ритейлерами, выяснили их боли и поняли, что нужно идти в другом направлении», — рассказывает Игорь.

Как родилась корзина-робот

В большинстве случаев, когда речь идет о том, чтобы дать людям возможность покупки без кассира, роль последнего возлагают на покупателя.

«Покупателям это не нравится, и мы хотели уйти от такой модели. Наша корзина должна была сама выполнять эту работу», — говорит Ушаков.

На выходе из акселератора у ребят была презентация корзины-робота, которая сама определяет, какие вы положили в нее товары, складывает их стоимость, а затем, когда вы пройдете через специальные рамки, с вашей карты автоматически списывается итоговая сумма. С этой презентацией они поехали в головной офис X5 Retail. Там их выслушали и предложили сделать за свой счет прототип для «Пятерочки». От такого предложения предприниматели отказались.

«На акселераторе нас учили: «Если за вашу идею никто не готов платить — значит, в этом нет ценности. Мы решили вернуться к этому разговору, когда у нас на руках будет работающая модель», — говорит Ушаков.

Как корзина обзавелась мозгом и глазами

За четыре месяца ребята написали первую версию программы, а чтобы продемонстрировать, как их робот будет выглядеть, они взяли обычную корзину из супермаркета и прикрутили к ней четыре камеры.

Эту корзину предприниматели и начали возить везде,лишь бы получить отклик. Но, несмотря на то что ребята рассказывали, что магазины теряют до 12% выручки из-за очередей, а их корзина позволит решить проблему с теми самыми очередями, без нормального прототипа разговор выходил короткий.

«Помню, как на выставке в Челябинске нас жестко раскритиковали: «Это невозможно использовать: из корзины, мол, торчат камеры, а покупатели будут ставить в нее другие корзины, и все сломается». Мы пытались объяснить, что камеры будут встроенными, но в конце концов поняли, что люди не хотят представлять себе то, что находится только у нас в голове. Это все равно что Генри Форд бы говорил: «Вот у вас есть телега, а сейчас представьте, что она возьмет и поедет без лошади». Что бы говорили ему в ответ?— Ты что, ненормальный?». Мы пришли к выводу, что нам необходимо полностью готовое решение», — делится Игорь.

Как получить шесть миллионов за прототип

Ребята стали искать компании, которые занимаются 3D-печатью из пластика, чтобы изготовить корпус для робота. Подрядчик нашелся тоже в Екатеринбурге. Еще через пару месяцев у Payconпоявился прототип. В общей сложности от идеи до выпуска корзины ушло полгода.

Сколько на это ушло денег, Игорь не раскрывает. Однако уточняет, что сумма сопоставима со стоимостью квартиры в спальном районе Екатеринбурга (то есть, если прикинуть, это 3-3,5 млн рублей). Все это были собственные деньги ребят, которые они заработали в другом бизнесе.

В конце мая Paycon получил также грант 6 млн рублей как победитель «Битвы стартапов». «Битва» — это совместный проект правительства Тюменской области и «Газпрома». В 2019 году на участие в ней было подано 280 заявок. Эти деньги стартап еще не получил. А когда получит, направит на усовершенствование своей разработки.

Как заставить робота отличать яблоки

Например, одна из задач, которая сейчас стоит перед разработчиками, —научить корзину различать фрукты и овощи разных сортов. Скажем, зеленые яблоки Golden от «Гренни Смит».

«Мы уже научили нашу программу это делать, но пока это работает не идеально, — делится предприниматель. — Мы понимаем, как можно решить эту задачу, и работаем над этим дальше.

Это немножко магия. Сейчас же, если в магазине два зеленых сорта яблок, мы предлагаем покупателю вручную выбрать в приложении на смартфоне, какой именно был положен в корзину».

На первый взгляд кажется, что технологии, которые исключают кассира из процесса покупок, как бы провоцируют людей на воровство: взять более дорогой сорт тех же яблок, а в чеке отразить подешевле, или вообще положить пару штук в карман, а не в корзину.

«Мы не пытаемся остановить тех, кто ворует — они это сделаютвсе равно. Наша задача дать покупателям возможность не стоять в очередях и экономить время. Те, кто понимает эту ценность, будут делать все корректно», — заключает Ушаков.

Как конкурировать за мозги с корпорациями

На выставке Russian Retail Week, которая проходила в июне, Paycon наконец заметили. После этой выставки им удалось выйти на стадию обсуждения контракта с «Пятерочкой». Но внедрение «пилота» теперь будет за счет ритейлера. Во сколько это обойдется, ребята не говорят. Но, по словам участников рынка общепита, такой внедрение такой технологии может обойтись в сумму от 1,5 млн рублей.

А так как корзина существует пока в единственном экземпляре, стартап разыскивает свежую кровь. В первую очередь, речь идет об инженерах Computer Vision.

«В России очень много умных ребят, но все они сейчас задорого сидят в Москве— классный программист может зарабатывать там до 300 тыс. Это отдельная боль для региональных стартапов», — говорит Ушаков.

Но вместе с тем он уверяет: когда ты понимаешь, что можешь сделать что-то большее, чем просто получать деньги, — это вдохновляет. «В целом у нас задача выйти на мировой рынок — для себя мы ставим именно такую цель».

За счет интересных задач, считает он, стартапы и могут конкурировать с большими бюджетами корпораций.

Текст опубликован на федеральном портале о малом и среднем бизнесе BIZ360.RU 19.09.2019

Наверх