×

Эксперты рынка логистических перевозок и уральские экспортеры разбирались с поставками в Китай и Европу

09 июля 2021 г.

8 июля в рамках деловой программы международной выставки «Иннопром» прошел семинар для предприятий-экспортеров «Оптимизация экспортной логистики в Китай и Европу. Маршруты, склады и государственная поддержка». Мероприятие посетили очно более 20 компаний, также была организована онлайн трансляция для тех, кто не смог присутствовать на выставке. Участники рынка логистических перевозок рассказали экспортерам, как облегчить логистику и организовать хранение товаров на территории получателя.

«С начала года мы видим постоянный рост количества обращений от бизнеса к нам в фонд с запросом на поддержку. Совокупный объем поддержанного нами экспорта с начала года уже составил 12,33 миллиона долларов США. На Иннопроме решили обсудить с бизнесом тему оптимизации логистики и организации хранения товаров заграницей – часто встречающийся запрос от предпринимателей. Рассмотрели эти вопросы в контексте B2B и B2C рынков», - рассказала руководитель Центра поддержки экспорта СОФПП Татьяна Лагунова.

АО «РЖД Логистика» является 100% дочерним предприятием РЖД. На семинаре компания представила свои возможности для экспортеров по отправке грузов. Компания занимается экспортно-импортной логистикой в ж/д перевозках, автотранспорте, морском и авиасообщении. После приостановления сотрудничества с Китаем в 2020 году, сегодня компания вновь отгружает иностранным партнерам российские товары. Работают с подрядной организацией в городе Харбин, через 1,5 месяца запустят еще два порта приемки грузов – в Пекине и Чунцине. Консолидация грузов осуществляется в Москве и Новосибирска. В компании считают, что следующей точкой роста для них может стать Екатеринбург. Здесь перевозчик открыл отдельный офис и прогнозирует стабильный спрос на свои услуги. По словам Регины Каминской, начальника отдела перевозок малых партий грузов АО «РЖД Логистика», они плотно сотрудничают с Российским экспортным центром по вопросам предоставления услуг на условиях господдержки.

«Мы установили единый прайс на наши логистические услуги. Вне зависимости от региона стоимость транспортировки едина для всех. Это позволяет нам быть гибче в планировании отгрузок. Мы исходим из фактора времени – важнее оптимально простроить логистическую цепочку, ориентируясь на консолидацию груза в самой удобной локации на настоящий момент. В этом подходе нас поддерживает РЭЦ. Совместно мы прорабатываем возможности субсидирования перевозок для компаний малого и среднего бизнеса. В скором времени сможем предложить фиксированный тариф на условиях господдержки, который не будет зависеть от количества загруженных палет в контейнер», - пояснила Регина Каминская.

Также экспортеры узнали особенности перевозки хрупких товаров и продуктов питания, требующих особых температурных условий хранения.

 

Борис Нейман, генеральный директор компании PAL – официальный сервисный партнер торговой площадки Alibaba.com в России, выступил с темой «Организация склада за рубежом – возможности, сложности и риски». Последние два года компания Бориса получала звание лучшего сервисного партнера электронной площадки. Сам спикер является федеральным экспертом Российского экспортного центра.

«Кому нужны склады за рубежом? Ведь вывезти товар заграницу – это заморозить денежные средства. Если для вашего покупателя критическим является срок доставки, то ответ – вам нужно», - начал свое выступление Борис.

Существует несколько путей организации хранения товара за рубежом. Первый, это аренда складского помещения. Для этого необходимо иметь прогнозируемый сбыт не меньше, чем на год. Этот способ помогает сократить себестоимость за счет отказа от отправки товаров заграницу, но несет риски в необходимости соблюдать жесткие контрактные обязательства с прописанными в них штрафными санкциями. Минимальный срок аренды складского помещения в Европе – от 3 до 5 лет по договору. Также необходимо нести расходы по содержанию штата и инфраструктуры. Важным является и культурный контекст. «Моему товарищу, который занимается бизнесом и давно в экспорте, потребовалось 5 лет, чтобы понять, как управлять польским персоналом. До этого он долгое время был озабочен проблемой текучки кадров», - поделился Борис.

«Второй способ – взять в аренду часть площади. Недостаток здесь в практически полном отсутствие подобных помещений, либо их цена завышена. В этом случае вашим товаром занимается доверенное лицо из «чужой» страны, весь вопрос в том, насколько вы ему доверяете», - сказал спикер.

В число сложностей по организации устойчивого экспорта эксперт включил: валютный контроль, прохождение процедур таможенного оформления в другой стране (DDP) и возврат или утилизация товара.

Как обойти существующие проблемы?

Вот советы Бориса Неймана: 1. Валютный контроль: ковенантная отсрочка оплаты (оплата товара после получения груза, зафиксированная в договоре) и использование нововведений в законодательстве о репатриации валютной выручки (здесь лучше воспользоваться помощью профессионального консультанта); 2. Поставка на условиях DDP (использование технического импортера). 3. Возврат товара в Россию: - маркировка товара и указание этой маркировки в экспортной декларации, - демпинг для предотвращения расходов по возврату («слив товара по рублю»). «Товар иногда не продается. Больше бизнесов неудачных, чем удачных. Иногда утилизация товара стоит дороже, чем его возврат», - сказал эксперт.

Что вы порекомендуете бизнесу, которые торгует по модели B2C? Нужен ли им склад заграницей? – задал вопрос модератор встречи.

Борис Нейман: «Им нужно начинать торговлю на экспорт именно из России. Большинство компаний, которые сразу начинают с организации заграничного склада, прогорают. Чтобы решиться на склад, надо заложить убыток в маркетинговый бюджет, если вы об этом не знаете, то вы - неопытный предприниматель. Если у компании нет хоть чуть-чуть прогнозируемого сбыта, то торговать нужно только из России.

Расскажу историю про электронную торговлю и свечки ручной работы из Благовещенска. Предпринимательница торгует на Alibaba свечами по цене 6 тысяч рублей за штуку. Лично я, когда увидел, решил, что это бизнес-схема не сработает, но среди моих коллег были те, кто, наоборот, посчитал эту цену низкой за ручную работу. Сейчас у этой предпринимательницы бизнес процветает. Отправляет свечки по всему миру и делает это напрямую из Благовещенска. И никакие склады ей не нужны.

Для B2C рынка важно быть везде, где есть ваш мелко-оптовый покупатель. Инстаграм, фейсбук, Alibaba, ebay.. Склад за рубежом - это шаг два, а то и три. Начинать точно нужно не с этого».

Директор по развитию бизнеса в РФ ФМ Лоджистик Алексей Мисаилов выступал в завершении семинара. Он дополнил своих коллег, рассказав об особенностях выбора типа транспортировки грузов в пандемию. Компания ФМ Ложистик работает в России с 1994 года. Это международная французская сеть с филиалами в 14 странах мира. Предоставляет полный цикл услуг от забора груза у поставщика до доставки в любую точку мира разными видами транспорта. В России компания известны, как крупный складской оператор.

Алексей обозначил изменения в логистике, которые произошли из-за пандемии коронавируса. «Самый простой способ перевозить грузы - это авиатранспорт. В прошлом году многие грузовые авиакомпании прекратили свои перевозки. Но те, кто остались, только нарастили свои мощности, как и тарифы. Хоть и дорого, но слава богу, что эти рейсы существовали, ведь это стало чуть ли не единственным беспроблемным способом доставки грузов в другую страну. 

Автомобильные перевозки, на мой взгляд, самый оптимальный способ транспортировки и самый регулярный. В пандемию в Европу пускали не всех, но поток шел, а за счет снижения трафика доставка стала быстрее. А вот границы в Китай были закрыты. Сейчас их приоткрывают, но поток опять же органичен», - рассказал Алексей Мисаилов.

Самой удобной страной для организации хаба по хранению и отправке грузов в страны Европы, эксперт назвал Польшу.

Отдельно разговор коснулся трендов в складском бизнесе – в сфере специализации его компании. Это рост расходных материалов, нехватка персонала, ужесточение регуляторов. «Операторы складов борются за качество. Если раньше нужно было просто доставить заказ, то сейчас надо это сделать за 2 часа», - заключил Алексей.

По мнению Алексея основными барьерами для выхода на экспорты выступают законодательство, ориентация властей на поддержку местный предпринимателей и, связанные с этим регуляторные ограничения, и необходимость соответствия товара техническим регламентам страны. «Самым удобным вариантом, на мой взгляд, является продажа товара дистрибьютору, на плечи которого ложится дальнейший сбыт продукции», - подытожил Алексей Мисаилов.

 

Как начать работу с фондом?

Сотрудник Фонда
Отдел по работе с клиентами
  • Оставить заявку на сайте или позвонить нам по телефону
    8 (800) 500-77-85
  • Наш специалист подберет решение под ваши задачи
  • Получить услугу можно по телефону/e-mail или подойти в ближайшее отделение фонда (по предварительной записи).